Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.
2023 - 2024 учебный год
Контингент участников исследования - это обучающиеся 8-9 классов всех образовательных организаций Российской Федерации.
Диагностика проводится на платформе РЭШ с использованием электронного банка заданий по функциональной грамотности. Диагностическая работа проводится с целью актуализации соответствующих планов работы на 2023-2024 учебные годы, продолжения организации работы школ страны по внедрению в учебный процесс через урочную и внеурочную деятельности банков заданий по оценке функциональной грамотности. Подробнее о проекте можно узнать на странице портала "Единое содержание общего образования".
Функциональная грамотность — компетентность, проявляющаяся в способности учащихся применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные в школе. Вопросам формирования функциональной грамотности у обучающихся уделяется большое внимание в современной системе образования. (https://surazh-scool-3.ucoz.ru/Vika/funkcionalnaja_gramotnost_zametka.docx)
2022 - 2023 учебный год
28 февраля на базе МБОУ СОШ №3 г.Суража состоялся районный семинар на тему «Формирование функциональной грамотности в МБОУ СОШ №3 г.Суража Брянской области».
С приветственным словом к собравшимся обратилась директор школы Бабуренкова И.М. С докладом на тему «Функциональная грамотность учителя – основа функциональной грамотности ученика» выступила заместитель директор по ВР Кравченко Ю.В.
В первой части семинара были представлены внеурочные занятия на тему «Формирование функциональной грамотности во внеурочное время»:
1 группа. Жаткина Наталья Владимировна Внеурочное занятие «Мишка на севере» (формирование естественно-научной грамотности и креативного мышления).
2 группа. Рябая Марина Гаврииловна «Береза – символ Родины моей» (формирование естественно-научной грамотности и креативного мышления).
Вторая часть семинара была посвящена вопросу «Формирование естественно-научной грамотности в центре «Точка роста». Мастер-классы с участием обучающихся школы представили учителя химии (Мельяновская И.С.) и биологии (Кравченко Н.Н., Шнейдер Е.М.).
- Мельяновская И.С. «Формирование функциональной грамотности на уроках химии с использованием оборудования центра «Точка роста»;
- Кравченко Н.Н., Шнейдер Е.М. «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии с использованием оборудования центра «Точка роста».
В третьей части доклад на тему «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент развития функциональной грамотности» представила учитель общественных дисциплин Ярошенко С.Н.
В заключение мероприятия активисты школы представили музыкально-литературную композицию, посвящённую Году педагога и наставника.
Скачать : Мероприятие Фотоотчёт
Письмо Минпросвещения от 26.01.2021 №ТВ-94/04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности скачать
Приложение 1 к письму (презентация) скачать.
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
- Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя.
- Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
- Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Перейти к банку заданий
Банк заданий по функциональной грамотности ГК "Просвещение" Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает все основные предметы школьной программы. Перейти к банку заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. На сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» опубликован Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
Демонстрационные материалы
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление